Состояние свечи, номер рисунка | Причина | Сопутствующие признаки | Способы устранения неисправности |
Светло-коричневый нагар (Рисунок 1) | Двигатель работает нормально. Правильно подобранная по характеристикам, хорошо работающая свеча. Нормально настроенный карбюратор и зажигание. Качественное масло и топливо | Расход топлива и масла в норме | По мере надобности чистить свечу и контролировать зазор |
Бархатистый нагар черного цвета (Рисунок 2) | Переобогащенная смесь. Неправильная регулировка карбюратора. Неисправность автоматической термозаслонки | Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя. Неустойчивая работа на холостых оборотах. Возможно, трудности с пуском на горячую | Отрегулировать карбюратор. Отремонтировать автоматическую термозаслонку |
Низкая компрессия из-за износа цилиндро-поршневой группы (в 4-х тактных моделях еще и негерметичность клапанов) | Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя. Неустойчивая работа на холостых оборотах. Трудности с запуском двигателя | В данной ситуации поможет только разборка двигателя и ремонт цилиндро-поршневой группы. Если неплотность клапанов - требуется их притирка или замена |
Загрязнен воздушный фильтр | Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя. При сильном загрязнении - неустойчивая работа на холостых оборотах, трудности с пуском на горячую | Заменить или промыть воздушный фильтр |
Неправильная установка зазора, неисправность свечи | Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя. Неустойчивая работа на холостых оборотах, трудности с пуском | Отрегулировать зазор или сменить свечу на новую |
Калильное число свечи больше необходимого для данного двигателя | Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя. Неустойчивая работа на холостых оборотах, трудности с пуском | Заменить свечу на новую с правильным калильным числом |
Черный масляный нагар (Рисунок 3) | Повышенная подача масла маслонасосом или его неисправность (для 2-х тактных двигателей) | Повышенный расход масла, неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, затруднен пуск. Забрызгивание свечи до полной остановки двигателя | Отрегулировать или отремонтировать маслонасос |
Попадание масла в камеру сгорания (для 4-х тактных двигателей) | Заменить маслосъемные колпачки клапанов или кольца поршней |
Толстый слой рыхлых отложений (Рисунок 4) | Низкое качество бензина или масла | Перебои в работе двигателя, затруднен пуск | Сменить используемое масло или топливо |
Отложения красного цвета (Рисунок 5) | Превышение допустимых норм концентрации металлосодержащих присадок в бензине | Возможны перебои в работе двигателя, затруднен пуск | Сменить используемое топливо |
Оплавление центрального электрода (Рисунок 6) | Калильное число свечи меньше необходимого для данного двигателя | Перебои в работе двигателя, затруднен пуск | Заменить свечу на новую с правильным калильным числом |
Низкооктановое топливо | Снижение мощности двигателя, детонация | Заменить топливо |
Неисправность системы охлаждения | Перегрев двигателя | Срочно проверить и исправить систему охлаждения |
Разрушение электродов свечи или теплового конуса из-за их расплавления и выгорания (Рисунок 7) | Установлена "горячая" свеча, сравнительно длительная работа двигателя на режиме калильного зажигания | Затруднен или невозможен пуск двигателя | Диагностика двигателя с целью оценки состояния клапанов, поршней, колец |